Винная дорога Порто – долина Дору

Rota do Vinho do Porto

португалия

Есть места, в которых непросто оказаться проездом, необходимо ехать специально. К таким относится португальская долина Дору, расположенная на юго-западном краю Европы. Совсем рядом с такими «винными гигантами», как Испания, Франция, Италия находится один из самых красивых винодельческих районов мира, включенный  ЮНЕСКО в 2001 г. в список Всемирного наследия. Район славится своими прекрасными пейзажами, знаменитыми портвейнами, производимыми здесь уже не одно столетие. Нас же, в первую очередь, интересовали местные сухие вина, последние годы ставшие известными далеко за пределами Португалии.

Порто (Oporto). Северная столица Португалии сама по себе является популярным туристическим объектом. Большой красивый город с интересной архитектурой, в котором останавливается большая часть приезжающих в эти края туристов.

Не располагая достаточным временем, мы ограничились прогулкой по старой исторической части города, примыкающей к реке Дору. Прошли по высокому двухуровневому мосту «Дон Луис I». С его верхней части открывается великолепная панорама старого Порто и реки. На другой стороне моста город-спутник Вила Нова де Гайа, где на набережной видны здания подвалов для хранения портвейна, принадлежащих известным компаниям. Здесь же находится единственный в своем роде музей портвейна, рядом многочисленные рестораны. Посещение этого района для более подробного знакомства, решили отложить на последний день поездки.

Вила Реал – Пезо де Регуа – Пиньяо. На следующее утро на арендованной машине мы выехали из Порто в направлении главного пункта нашего назначения – винодельческую зону долины Дору. Через 120 км, двигаясь на восток, мы прибыли в Вила Реал – «ворота» в винный регион. Подтверждением того, что мы на верном пути,  была информация на большом плакате в центре города: «30-31мая 2012г. состоится международный винный форум «THINKING OUT OF THE BOTTLE» (Размышляя вокруг бутылки). Судя по отсутствию на эти дни  мест в ближайших отелях, данное мероприятие вызвало большой интерес. Отсюда дорога сворачивает на юг к реке и через 30 км приходит в городок Пезо де Регуа, где  начинаются виноградники (в его окрестностях расположено множество квинт – виноделен). Зайдя в музей долины Дору, мы получили там подробную карту винного региона и всех квинт, включая их фотографии.   Дорога (40 км) от Пезо де Регуа до Пиньяо  символически имеет такой же номер 222, как и главная винная дорога зоны Кьянти Классико в итальянской Тоскане и не случайно считается одной из самых красивых в мире. Она проходит вдоль реки среди виноградников, разбитых террасами на крутых склонах, садов с оливками и апельсиновыми деревьями. Эти же виноградники считаются и самыми трудоемкими в мире. Чтобы посадить виноградную лозу в горной сланцевой породе долины Дору, для каждого саженца надо пробить камень на глубину 1,5 – 2 метра. Впечатляют построенные вручную каменные подпорные стенки высотой от 3 до 6 метров, протянувшиеся в общей сложности на сотни километров, при этом, почти каждая терраса представляет произведение искусства.

Наш отель, с неслучайным названием «Винтаж Хаус», располагался прямо на въезде в Пиньяо у берега реки. Он находится в старинном здании винодельни XVIII века и прилегающей к ней территории. После реконструкции здесь роскошные номера, ресторан, собственный сад, бассейн, теннисный корт, а в отдельном здании расположен огромный винный бар – магазин с погребом для хранения вина. Профессиональные сомелье проводят специальные винные курсы для желающих продвинуться в понимании местных вин. В общем, имеются все условия для вдумчивого и неторопливого знакомства с винами долины Дору. За пределами отеля в Пиньяо тоже есть что посмотреть: музей вина, железнодорожный вокзал (больше похожий на маленькую винодельню), причал для прогулок по реке на старых барках, рестораны и магазины. В одном из последних мы познакомились с Жозе – владельцем винного магазина, очень гостеприимным и общительным молодым человеком. В процессе дегустации  он рассказал о здешних винах и порекомендовал некоторые из них для покупки. Это было очень полезно, т.к. в местных винах разобраться не просто. Даже для опытных любителей названия местных сортов винограда мало о чем говорят, поскольку это, как правило, автохтонные сорта.  Так, наиболее распространенные сорта красного винограда – Торига   Насьональ, Торига Франка, Тинта Рориш; белого – Рабигату, Говею, Виозиньо. Для их понимания требуется дегустация. Ожидания обычно оправдываются.  Вина действительно характерные – зрелые, с яркими фруктовыми ароматами и длительным послевкусием.  Причем, это в одинаковой степени относится как к красным, так и к белым винам.

В один из дней мы решили совершить поездку по винодельням.  Посмотрев на карту, в радиусе 10 км от Пиньяо  мы насчитали около 20-ти квинт. Для короткого знакомства многовато,  поэтому решили посетить 3-4 ближайшие квинты наиболее известных производителей сухих вин. Первой была Quinta de la Rosa на окраине Пиньяо. Это самый известный производитель сухих вин, расположенный в традиционной зоне портвейнов. Ее владельцы, семья Бергквист, предки которой переселились в Португалию из Германии около 200 лет назад. Кроме Quinta de la Rosa им же принадлежит Quinta Amarela (образцы белого и красного вина из этой квинты мы уже успели продегустировать в баре отеля и они произвели впечатление). С учетом высокой репутации вин от Quinta de la Rosa, была приобретена бутылка красного Reserva 2007г. из винограда Торига Насьональ. Следующим пунктом маршрута была винодельня Quinta do Crasto. Хозяйству уже более 400 лет, сухие вина там стали делать сравнительно недавно и явно не без успеха (один экземпляр красного мы также попробовали в отеле).  Во время переезда в эту квинту мы поняли, что «погорячились» с планами. По карте до квинты всего 9 км, но это был серьезный серпантин с переходом на другую сторону горы, большая часть пути проходила по узкой однополосной дороге с многочисленными «слепыми» поворотами, где с одной стороны скала, с другой – крутой обрыв без каких-либо ограждений. Своего рода португальский вариант «русской рулетки» или «американских горок». Жена сразу же заявила протест по дальнейшему маршруту и потребовала его существенного сокращения. Через 45 минут мы все же добрались до намеченной точки. Квинта располагалась на потрясающе красивом участке, с которого открываются во всех направлениях фантастические виды на окружающие холмы, покрытые террасами с виноградниками. Стало также понятно, почему почти все местные квинты имеют у себя полный набор объектов и услуг. Кроме самой винодельни в них обычно имеются магазин, ресторан, гостиница с отдельными летними террасами и садом, паркинг, бассейн, сауна, теннисный корт,  и, нередко, собственный музей. Логично предположить, что если уж турист добрался сюда, то наверняка захочет задержаться. Гостеприимные хозяева предложили дегустацию, но вспомнив про обратную дорогу, от этой интересной идеи пришлось вежливо отказаться. Знакомство с местными винодельнями требует достаточно времени, а так же заранее подготовленного маршрута.

Чанчелейрос.  В последний день пребывания в долине Дору, нам пришлось переехать в другое место, т.к. все номера в нашем отеле на этот день были давно забронированы для участников форума «Размышляя вокруг бутылки». Отель Чанчелейрос  (полное  название «Поместье висконта Чанчелейроса») находится рядом с одноименной деревушкой в 7 км от Пиньяо. В этом старом поместье, окруженном виноградниками, теперь маленький, очень комфортный отель на 10 номеров с большим садом, бассейном и другими, перечисленными выше приятными сервисами. Приехав к полудню, мы решили задержаться здесь до следующего утра, никуда не выезжая, поскольку окружающими красотами можно было наслаждаться, сидя на террасе ресторана и в бассейне. Владельцы отеля придерживаются старых домашних традиций. Нас заранее ознакомили с меню на ужин из собственных продуктов и предложили пройти в бар, чтобы выбрать для себя вино на вечер. Бар оказался на самообслуживании(!). Там никого не было и стояло уже несколько открытых бутылок вина для проб и бокалы. Сообщив о своем выборе, мы прошли к бассейну, присоединившись к другим немногочисленным постояльцам отеля.

Ужин соответствовал ожиданиям. Уютная обстановка, еда и вино располагали к общению. Выяснилось, что не только нам известно об этом отеле (мы узнали о нем из справочника по винному туризму Роберта Джозефа). В этот вечер здесь на веранде ресторана собрался маленький интернационал. За нашим столиком была молодая пара из канадского Торонто, рядом туристы из Германии, Англии, Голландии, США и Южной Африки. О том, что за соседним столиком были представители ЮАР, мы узнали уже в конце ужина, когда они подошли к нашему столу, услышав наш шумный разговор с канадцами на винные темы. Один из юаровцев  сказал, что услышал знакомые названия «Пинотаж» и «Канонкоп». Оказалось, что они из Йоханнесбурга и у нас даже есть общие знакомые. Мир тесен.

Гимараеш и «зеленое вино».  Предпоследним пунктом маршрута на обратной дороге в Порто был самый северный винодельческий регион Португалии – Минью. Это родина Vinho Verde – «зеленого вина». В этом районе, с более холодным и влажным климатом, чем в долине Дору, производятся редко встречающиеся в других местах вина, в основном белые – легкие, низкоалкогольные (8-10% спирта), слегка игристые, с характерной кислотностью и действительно зеленоватого оттенка. Эти вина полагается пить молодыми («зелеными») в первый же год после выпуска.

Остановку с ночлегом мы решили сделать в старинном городе Гимараеш, где в XI веке родился первый король Португалии. Это небольшой уютный город, расположенный северо-восточнее Порто. После размещения в отеле, мы вышли на прогулку. Если  современная часть города мало отличается от других городов, то исторический центр впечатляет. Очень хорошо сохранился средневековый центр со всеми зданиями, улицами, красивой оригинальной архитектурой с мозаикой. Не случайно Гимараеш был провозглашен культурной столицей Европы в 2012 г., а центр города попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь, разумеется, немало туристов. Получить настоящее удовольствие от прогулки помешала погода — в этот день было +37 в тени, что никак не соответствовало описанию местного климата в справочниках. Поэтому, как только открылись рестораны, мы сразу же выдвинулись в один из них,  расположен он был на старой тихой улочке. Здесь, в прохладной атмосфере,  появилась хорошая возможность знакомства с местными кухней и вином. Рыбные блюда, включая традиционную треску, в сопровождении достаточно охлажденного Vinho Verde показались нам чудесным подарком.  Последовавшая вечерняя прогулка по городу была уже максимально приятной.

На следующий день вечером на набережной Вила Нова де Гайа  мы опять по достоинству оценили местную рыбную кухню и «зеленое вино».

Вылетая из Порто обратно в Рим, решили, что в ближайшее время было бы неплохо повторить знакомство с винной Португалией, но уже с друзьями.